специфика / Оберегаем ребенка

Оберегаем ребенка

Должен ли папа учить сына драться? Многие отцы просто рассмеются: а как же! Я, мол, с детства, с песочницы, никому не давал спуску, за разрушенный куличик мог «пасть порвать»! И мой отец, и твой дед гордились мной. А ты, сынку, есть достойный продолжатель нашего рода Пупкиных и должен понять: если тебя боятся, — значит, уважают.

Так-то оно так, да не так. Не уважают за несправедливость. Боятся и ненавидят тупую животную силу, которая не разбирает, кто прав, кто виноват. В жизни наших детей не все так однозначно, как нам хотелось бы для нашего спокойствия, да и слава богу. Конфликт есть конфликт, даже в игре. Это маленькая модель тех сложных ситуаций, которые возникают в жизни любого взрослого. Школьный класс, детсадовская группа, компания ли во дворе — все это есть маленькие, а уж если по-научному — «малые несоциальные группы», в которых заложена модель государственного устройства.

Как ни замечателен для вас ребенок, ему придется оказаться в другой среде, в «малой несоциальной группе». А эти группы живут по своим законам. И все наши наставления, наш опыт выхода из той или иной передряги для ребенка — опыт сугубо теоретический.

Папа может попытаться научить ребенка, как достойно выйти из любой ситуации. Правда, понимание «достойного» выхода у каждого разное, в силу своего мировоззрения и жизненного опыта. Отец хочет передать своему малышу опыт нормального сосуществования. Но если родитель агрессивен и с успехом учит отпрыска «второму счастью», то у последнего велика возможность нарваться на еще одного любителя силовых решений, который в состоянии нанести ему не только моральную травму! Такой папаня, мягко говоря, недальновиден. Став «лучшим учеником» кулачной политики отца, сынок может со временем и «на папу поднять лапу». В самом лучшем случае сверстники просто начинают сторониться его. Понимание достойного выхода из конфликтных ситуаций — это очередная задача и обязанность отца в воспитании ребенка.

«Но как же противостоять задире?» — спросит застенчивый сын у отца. Агрессивный будет талдычить свое: «Да врежь ты ему как следует, а там и я подоспею!» Таким образом данный родитель, желая «добра», сразу переводит ситуацию в стадию конфликтных действий.

Нормальному отцу надо уделять как можно больше внимания ребенку; хорошо, если у них будут общие тайны, секреты. Подражая отцу, ребенок постепенно перенимает его жизненные установки и опыт. Чувствовать и вести себя как мужчина сыновья начинают благодаря личному примеру. Главное — не жалеть времени, играть с ребенком, направлять его. И обойдитесь, по возможности, без обидных, ехидных замечаний в его адрес. Ему в данный момент дороже и важнее всего прочего пусть скупые, но слова одобрения. Один нормальный отец — это больше, чем сотня учителей.

Улица большого города не очень-то приспособлена даже для взрослого человека. Ребенок, оказавшийся здесь один, почти автоматически может считаться в состоянии экстремальной ситуации.

Особенность детской психики — фрагментарность внимания, то есть фиксация на одном предмете — увеличивает его незащищенность. Отпуская ребенка на улицу, надо подготовить его ко взаимоотношениям с городом

Важно научить ребенка правильно падать. Это умение помогает снизить опасность травм в мальчишеской драке. Кстати, здесь надо обратить внимание на искаженные представления детей о возможных последствиях ударов — особенно предметами. Родители, например, должны объяснить ребенку, что только в кино после удара железным прутом человек остается жив.

Если вы заботитесь о безопасности вашего ребенка, надо знать круг его общения. Обязательно — телефоны друзей и имена их родителей. Одновременно — и места, где ребенок может оказаться. Недопустимо, чтобы это была стройка, пустырь, старый дом, подвал, чердак, колодцы подземных коммуникаций.

С раннего детства ребенок должен знать, что люди бывают разные и иметь дело надо только с теми, кого знаешь

Первое правило — самое безусловное. Предлог, который найдет злоумышленник, нам никогда не угадать, поэтому готовые формулы типа: «Не соглашайся, если тебя зовут посмотреть мультфильмы или предлагают конфету» — только мешают. Ребенок должен знать, что, если он один, то на любые слова незнакомого человека нужно ответить: «Извините, нет», «Извините, я не могу вам помочь» или «Извините, я не знаю» — и отойти.

Незнакомец может назвать его по имени, сказать, что пришел по просьбе мамы. Но если человек ребенку незнаком, он должен на все предложения отвечать отказом и в случае опасности кричать: «Я его не знаю!» Родителям необходимо внушить малышу, что никогда и ни при каких обстоятельствах они не пришлют за ним в школу, домой или во двор незнакомого ему человека. Если такой человек подойдет, кем бы тот ни назвался, надо немедленно бежать в людное место, позвонить родителям или обратиться к милиционеру.

Очень часто хорошее воспитание мешает детям действовать решительно в минуту опасности. Поэтому в воспитание должен входить и разговор с ребенком, где вы объясните ему, что не будете сердиться, если он начнет грубить, врать, громко кричать, бить и кусаться, когда к нему станет приставать незнакомый человек. Объясните ему его взрослое «право на необходимую оборону».

Научите не доверять на улице ни женщинам, ни сверстникам, ни даже тем, кто младше его. Не только потому, что порой именно они заманивают жертву в машину к взрослым злоумышленникам, но из-за «детского рэкета», драк и т. д. Мальчику надо объяснить, что на его желании быть смелым кто-то может сыграть, и нужно быть отважным, но не глупым. А любая вещь, которую у него хотят отнять, стоит меньше его здоровья и безопасности, и вы не будете на него сердиться.

Время, когда ребенок начнет один ходить из школы домой, нужно максимально оттягивать. А когда это будет уже неизбежно, научите соблюдать простые меры предосторожности — такие, как ходить только группой или с приятелем, по дороге нигде не останавливаться, идти всегда одним и тем же маршрутом, а, придя домой, тут же позвонить маме или папе на работу.

Если у ребенка свой ключ от квартиры, никогда не вешайте его ему на шею. Лучший вариант — оставлять ключ у кого-то из соседей, потому что здесь появляется дополнительный контроль. Проверьте, не забудет ли он ключи в дверях.

Оставшись один в квартире, ребенок должен знать, что дверь всегда нужно закрыть не только на замок, но и на задвижку или цепочку. Так же, как и на улице с незнакомцем, ребенок не должен вступать в разговоры с кем-то через дверь. В ответ на просьбы открыть, дать стакан воды, помочь соседу или маме, проверить свет и на все остальное ребенок может ответить только: «Сейчас я позвоню соседу, он выйдет и поможет вам» или «Сейчас я позвоню в милицию, они приедут и все решат». Ребенок должен понимать, что и он ни под каким предлогом не должен выходить из квартиры, откуда злоумышленник в состоянии вызвать его и по телефону из ближайшей будки.

В квартире около аппарата должны быть номера соседей, рабочие телефоны родителей и других близких родственников, особенно тех, кто работает рядом, телефон ближайшего отделения милиции и службы спасения. Опыт показывает, что в напряженной обстановке даже взрослые не каждый раз могут вспомнить эти телефоны.

Объясните, как выглядит милиционер, работник метро, кассир или продавец в большом магазине, администратор в музее, кинотеатре или театре. Ребенок должен запомнить, что эти люди в городе как бы дежурные. Важно показать особенности униформы, чтобы он не принимал, например, за милиционера первого же мужчину в фуражке. Покажите, как выглядит милицейская машина, где в вашем районе отделение милиции. Скажите, что помощью милиции или пожарных может воспользоваться каждый житель города — независимо от того, взрослый он или нет.

Воспитание иммунитета личной безопасности у ребенка должно идти с соблюдением чувства меры. Разговор на эти темы надо вести доброжелательно и как бы случайно. Если малыша запугать, то он разучится рисковать (а в некоторых ситуациях это важнейшая часть самозащиты), станет воспринимать мир как агрессивную среду и всю жизнь в конечном счете потратит на борьбу с ним.

Учеба пойдет впустую, если не учитывать и особенности детской психики, которая противится формулировкам «Запрещено», «Нельзя», «Ты обязан». Скажите ребенку: «Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства за тебя».

Ситуации следует моделировать в игровой форме, а объяснения лучше подкрепить понятными примерами — например, напомнить сказку про волка и семерых козлят или Красную Шапочку.

Как должны повести себя родители, если ребенок пропал? Прежде всего сходите или позвоните туда, где он должен был быть, выясните, кто его видел в последний раз и где, расспросите соседей; проверьте наличие документов и вещей пропавшего; позвоните в справочные службы, сообщите в милицию о пропаже: если у вас есть подозрения на конкретных людей, сразу о них сообщите; начните с помощью соседей и родственников поиски на соседних дворах, в подъездах, чердаках, подвалах; напишите заявление на имя начальника вашего отделения милиции с указанием примет и приложением фотографии пропавшего, зарегистрируйте ваше заявление у оперативного дежурного; не прекращайте самостоятельные поиски, обратитесь в общественные фонды и частный сыск; в ваше отсутствие в квартире должен дежурить кто-то из соседей или родственников; при возвращении ребенка сразу сообщите в милицию.

Специалисты по детской безопасности по-разному ведут свою работу и расходятся в деталях. Однако все они говорят о том, насколько важно доверять ребенку и заслужить его доверие. У него своя шкала оценки серьезности событий, представлений об обязанностях и этике — старайтесь ее понять. Самые небольшие перемены в поведении ребенка — откуда-то взявшаяся новая вещь, царапина — могут быть важными сигналами: будьте внимательны к мелочам. Самое главное, что с редким единодушием говорят все специалисты по детской безопасности: как бы ни работали воспитатели, полиция, милиция и все общество в целом, этого мало. Ребенка защищает прежде всего любовь родителей.

наверх

Дружественные ссылки:

 

специфика / Оберегаем ребенка

 





2008-2014 ©  Самооборона на улице. Самоучитель. Street-Fight.RU