Пули из шуток, Или как развить в себе находчивость

Рабочий держал знак «Тормоз!». Оставалось неясно, что это было: напоминание водителям или чистосердечное признание.

Джоди Пиколт. Хрупкая душа

Чувство юмора — это исключительное изобретение, которое помогает тогда, когда ни на что иное сил просто не остается. Для нас же самое важное то, что юмор помогает выйти из неприятных ситуаций. Меткой шуткой можно срезать зарвавшегося наглеца, разрядить накалившуюся обстановку и привлечь на свою сторону окружающих.

Поэтому будем учиться шутить. Да-да, именно учиться, и пусть подавится смехом тот, кто убедил вас, что с чувством юмора нужно родиться. Ему можно и выучиться, достаточно знать несколько приемов, ну и, разумеется, применять их.
Ниже я предложу вам десять основных приемов создания шуток, иллюстрируя их анекдотами и цитатами. Авторство цитат не указываю намеренно, чтобы не сбить настройку «общих фоновых знаний».
Приемов создания шуток на самом деле множество, но освойте хотя бы эти десять, и вас возьмут в любой КВН.
1. Намек
Намек позволяет говорящему передать смысл высказывания не напрямую, а косвенно, но так, что главное становится ясным и очевидным.
Намек может основываться на умолчании, когда подразумевается, что собеседник догадается, о чем должна идти речь:
Сперва правда была на моей/стороне, но потом он достал бейсбольную биту...
Также намек может основываться на устойчивом выражении. Выше я приводил пример такого намека:
— Табак — зло. Постоянно его не хватает.
Намек может быть основан на чем-то, что известно и вам, и собеседнику:
— В жизни может быть все, — рассуждал Буратино после брачной ночи с Мальвиной, — из полена может получиться мальчик, а из девочки — бревно.
Такой намек понимается только тогда, когда у вас и вашего собеседника есть общие фоновые знания, то есть вы росли и воспитывались примерно в одной культурной среде. Если таких знаний нет, на просьбу закурить ответ «Ключ от квартиры, где девки визжат, тоже дать ?» может не сработать или сработать не так, как вы ожидаете.
2. Иная реальность
Этот прием основан на способности увидеть одно и то же событие с разных точек зрения:
Наступил амбал в автобусе на ногу интеллигенту, а тот радуется:
— Как здорово, что вы хотите стоять со мной на дружеской ноге.
ИЛИ такой вариант:
Штирлиц сел на корточки. Корточки завелись и поехали.
И еще один пример:
— Здравствуйте, дедушка Рабинович!
— А вот и не дождетесь!
3. Как слышу, так и понимаю
Как уже не раз говорилось на сайте, мы вкладываем в слова и выражения свое понимание, зачастую не соответствующее изначальному содержанию этих слов и выражений. Для использования данного приема достаточно слышать не то, что хотел сказать собеседник, а то, что он сказал:
— Да пошел ты в баню!
— Спасибо, но я предпочитаю финскую сауну с джакузи.
Развитие этого приема — аналогия значения слов или словосочетаний. Мы слышим то, что сказал собеседник, и проводим аналогию со значением, а не смыслом. Такой прием нередко позволяет хорошо ответить на агрессию:
Мужика судят за самогоноварение: аппарат нашли,
самогон нет.
— Товарищ судья, я возражаю — самогона-то нет ни
капли!
— Но аппарат-то имеется!
— Ну, тогда судите сразу и за изнасилование!
— А вы что, кого-то изнасиловали?
— Нет, но аппарат-то имеется!
4. Остроумие нелепости
Это шутки, которые основаны на ситуации, полностью противоречащей практическому опыту и здравому смыслу. Самую гениальную шутку и использованием этого приема придумал Марк Твен вот она:
— Слухи о моей смерти сильно преувеличены.
Еще в этот прием можно включить шутки, которые полностью противоречат здравому смыслу, в которых первая половин фразы категорически не соответствует второй.
— Кажется, дождь начинается... Пойдем погуляем?
Снятие сглаза по фотографии, снятие судимости по
фотороботу.
Хорошим добавлением к этому приему послужит двусмысленность — использование слов с несколькими (больше одного) значениями:
Штрилиц всю ночь топил печку. Утром она наконец утонула.
Позиция Англии по отношению к США будет занесена в Камасутру.
5. Ирония
Для ироничной шутки достаточно сделать вывод или оценить что-то словами или выражениями, которые были бы контрастны словам и выражениям, применяющимся или напрашивающимся в данном контексте.
— Я сильный, — сказал Ежик.
— Сильный, но легкий, — добавила Айгуль, лягнув Ежика так, что он улетел далеко в туман.
Иронизировать можно:
— по поводу качеств личности, внешнего вида («Гоша, ты теперь не скунс, ты фабрика парфюма после взрыва»),
— по поводу событий и ситуаций («А мы с вами перенесемся в столицу нашей Родины Москву, где питерские пацаны Вовчик и Димон пытаются бороться с коррупцией...»)-,
— по поводу поступков и действий человека («Васенька, ты ж весь день телевизор смотрел, на диване лежал и кушал, устал, небось, отдохни»).
Вы заметили, что одни приемы сочетают в себе другие? В частности, в вышеуказанных примерах есть еще намек и двусмысленность.
Иронию применять нужно очень аккуратно, поскольку ее могут принять за издевку. С соответствующими печальными последствиями.
6. Причина
Объяснение причины наступления или не наступления события. Причина берется преимущественно из совершенно другого контекста, из иной реальности. Когда вопреки напрашивающейся причине дается другая, неожиданная, нестереотипная, это выглядит как абсурд и зачастую получается комический или даже шоковый эффект:
— Пацан, дай телефон позвонить!
— Не могу, я его съел.
Если В контексте нет какой-то напрашивающейся, ожидаемой причины события, то сначала нужно создать намек на эту причину, а потом неожиданно предъявить другую:
— Скажите, как вы заработали свой первый миллион?
— Когда-то давным-давно я приехал в Америку всего с десятью центами в кармане. Я купил на них два немытых яблока, помыл и продал их за десять центов каждое.
— А потом?
— На вырученные деньги я купил четыре немытых яблока, помыл и продал их центов.
— А потом?
— А потом умерла моя бабушка и оставила мне миллион в наследство.
Причина может идти не только в конце реплики, но и в начале:

Коллекционирую презервативы. Жена находит в кармане, глаза злые-злые, а сказать нечего.

7. Обманутое ожидание
Этот прием схож с предыдущим, но вместо объяснения причины здесь идет перечисление привычных понятий с добавлением в финале чего-то непривычного, из ряда вон выбивающегося:
10 золотых, 16 серебряных, 4 бронзовых, 8 молочных и 3 коренных — таков результат выступления сборной России по боксу.
Хорошая машина должна быть комфортная, быстрая и иномарка.
Еще один вариант этого приема заключается в создании стереотипной ситуации с нелогичным завершением:
Звонок на радио.
— Здравствуйте, найдено портмоне с двумя тысячами долларов и документами на имя Ашота Хачикяна. Передайте, пожалуйста, для Ашота хорошую песню.
8. Примечание
Примечание произносится в конце реплики с целью резко поменять смысл первой части. Это как бы упущенная важная деталь сообщения, о которой «вдруг» вспоминает говорящий:
В детстве таких, как вы, я убивал на месте... из рогатки.
Мои родители считают меня идиотом, это бесчеловечно — но правда.
9. Противоречие
Это два, три и более взаимоисключающих события или утверждения, описанных или сделанных в одной и той же фразе:

По реке плывет кирпич.
Подводная лодка в степях Украины погибла в неравном воздушном бою.
Я не употребляю нецензурную речь. Бля буду.
Противоречие между словом и делом:
Ленин брился и поглядывал на нежную шею мальчика. Добрился, погладил мальчика по шее и ушел. А мог ведь и бритвочкой полоснуть!
Противоречие стилей речи:
Кушать подано! Садитесь жрать, пожалуйста! 10. Цитаты и афоризмы
Уместная цитата вписывается практически в любую ситуацию. Цитатой можно растолковать событие, сделать комментарий, уйти от неудобного вопроса и ответить на оскорбление. Можно частично изменять цитаты и выражения:
— Может, тебе еще ключи от квартиры , где девки визжат?
— Я б тебе дал закурить, да за державу обидно.
Есть еще множество приемов, но в заключение отмечу главное: основной закон юмора — сочетание эффекта неожиданности и эффекта понимания. Это означает, что шутить надо: а) быстро, б) просто. Значит, опять тренировка. Практическое задание
1. «Взгляд с экрана»
Найдите по телепрограмме самую скучную, на ваш взгляд, передачу, например трансляцию заседания Госдумы, затем отключите звук телевизора и самостоятельно озвучивайте выступающих так, как вам вздумается, с использованием вышеописанных приемов.
Чем смешнее, тем, разумеется, лучше. Задание это можно также делать в компании, веселее будет. Для тренировки можно посмотреть 1—2 известных блокбастера в аналогичной озвучке Дмитрия «Гоблина» Пучкова.
2. «Разговор с телевизором»
В одном из предыдущих упражнений мы всех в телеящике уже обматерили, теперь пошутим. При просмотре передач, а лучше фильмов (там более живые диалоги) вставляйте свои смешные реплики в каждую паузу.
Это упражнение тренирует не только чувство юмора, но и развивает реакцию на заполнение паузы шуткой.
3. «Перевертыши»
Время от времени для тренировки находчивости переворачивайте все надписи и названия с ног на голову. Примеры:
• фильм «Черная луна моря» («Белое солнце пустыни»);
• фильм «Леди невезения» («Джентльмены удачи»);
• предупреждение «Прижиматься» («Не прислоняться»);
• вывеска «Продажный край» («Торговый центр»).