Любое место — трибуна

В монологе я страшен, кого угодно усыплю.

Макс Фрай. Жалобная книга

Одно из свойств настоящего оратора — видеть в любом месте трибуну. Независимо от того, говорите вы на банкете или с продавщицей в магазине, чувствуйте себя на трибуне, человеком, который сейчас «как сказанет!».

Помните о скорости принятия решений. Когда кто-то начинает приглашать выступающих, неважно — банкет это, совещание, конференция или дружеская беседа, — он спрашивает:
— Кто хочет выступить (рассказать анекдот, задать вопрос и т. п.)?
Помните «Генерала и рядового»? Так вот, оратор должен вставать на слове «кто...» и говорить «Я!». Порой даже не дожидаясь продолжения фразы. Порой даже не дожидаясь самой фразы, в паузе.
Дело все в том, что выступать раньше всех, говорить больше всех и, если понадобится, говорить громче всех (прием «бабуина», ага!) — это очередной признак лидера, имеющего власть и силу. А лидер и оратор во многих случаях почти одно и то же. В этом случае, так же как и с поведенческими реакциями, о которых вы читали ранее, видимое определяет внутреннее и наоборот.
Окружающие вас люди, видя, что вы выступаете первым, много говорите уверенным голосом, подсознательно видят в вас лидера, сильного и уверенного в себе человека. Однако внутри вы можете мелко дрожать от ужаса, что вам приходится выступать перед таким количеством людей. Бояться можно, не выступать при наличии возможности — нельзя.
Посмотрите на выступления Жириновского. Он может говорить как умные вещи, так и всякую ерунду, но он постоянно стремится на трибуну, говорит громко, активно жестикулирует — кто скажет, что он слабовольный и неуверенный в себе человек? Никто, хотя немногие знают его настолько близко.
Отмечу, что в понимании «трибуны» нужно избегать стереотипов. «Говорить с трибуны» часто воспринимается как пафосное и не несущее особого смысла выступление. Видимо, после прослушивания длинных речей наших политиков.
В нашем случае «трибуна» — понятие условное. Это любое место, с которого вы говорите, обращаясь к одному или нескольким людям. Выступая на более-менее официальном мероприятии, достаточно легко держать в голове, что вы на трибуне. Даже если вы говорите тост на банкете или делаете ежедневный доклад руководству.
Сложнее ощущать себя на трибуне, когда вы по- обычному, по-домашнему беседуете с родными или друзьями либо обращаетесь к продавцу в магазине или кондуктору в общественном транспорте.
Тем не менее с помощью техники «здесь и сейчас» это возможно.
В чем плюс любого разговора «с трибуны»? Во-первых, это дисциплинирует. Если вы недостаточно хорошо говорите: тихо, громко, мямлите, бубните, заикаетесь, запинаетесь, проглатываете окончания слов, слишком торопитесь и тому подобное, — по большей части это происходит оттого, что вы не следите за своей речью. Образно говоря, ваши мысли покидают голову через рот, минуя сознательную часть мозга.
Техника «здесь и сейчас», разговор «с трибуны» подключают к процессу сознание, и ваша речь неизбежно улучшается.
Второй плюс разговора «с трибуны» — это то, что вы всегда готовы говорить. Не сразу, нет. Но чем чаще вы будете говорить «с трибуны», тем быстрее вы будете продвигаться к готовности красиво, четко и внятно донести свои мысли до вашей аудитории. Вам будет абсолютно неважно, что это за аудитория — конгресс ученых или группка мелких жуликов в подворотне.
И в-третьих, вы привыкаете к «трибуне». Вы видите какое-то место — стул, квадрат пола, настоящую трибуну, и говорите себе: «Это моя трибуна». Встаете или садитесь туда, и вам комфортно, потому что вы знаете это (или такое же) место, где вы уже не раз выступали.
Отмечу один нюанс. Извечный вопрос новичков «трибуны» — руки. Куда их девать? А то очень уж мешают. Свои руки — и мешают. Забавно, да? Нет? Верно, ничего в этом забавного нет. Это задача, которая требует решения.
Для публичных выступлений вообще местоположение рук не слишком важно, лишь бы не в карманах и не в носу. Руки могут просто висеть, могут лежать на поясе, могут отчаянно жестикулировать — в бытовом и деловом общении местоположение рук не жизненно важно. Другое дело — конфликтный разговор на улице.
Для уличного разговора наилучшими будут два варианта:
• руки просто висят. Это оптимально, если вы стоите неподвижно и не хотите лишними движениями провоцировать противника;
• руки на уровне груди, неподвижны или жестикулируют. С такого положения рук удобно как защищаться
от удара, так и бить самому.
Важно: не скрещивайте руки на груди. Такое положение рук мало того что выглядит защитным, то есть заведомо ставит вас в оборонительную позицию, так еще и не позволяет быстро «расплести» руки в случае перехода конфликта в силовую фазу. Если уж хочется вам держать руки на груди, то просто согните одну руку в локте, а вторую руку, также согнутую в локте, положите сверху. Такое положение рук оставляет их более свободными для активных действий.

Держать руки в карманах также не стоит, за исключением ситуации, когда вы прячете в кармане руку с оружием. Но в этом случае вторая рука должна быть свободна и готова к атаке или обороне.

Практическое задание
1. «Любое место — трибуна»
Добавьте к упражнениям выше «трибуна». Перед тем как что-то говорить, «петь, о чем видите», присмотрите какое-то место, где вы хотите встать и скажите себе, что это будет вашей «трибуной» для выступления. Затем перейдите на это место и начните говорить.
2. «Зеркало — Друг, зеркало — враг»
Поговорите с собой в зеркале. «О чем вижу, о том пою», «безумный дервиш», отыгрыш конфликта — при всем этом обращайте внимание на положение ваших рук. Сделайте так, чтобы выступление не отвлекало вас от рук, а руки от выступления. Как сделать? Практика и еще раз практика.

Стиль тигра — агрессивен, стиль змеи — изящен, стиль осла — узнаваем...
А. Белянин. Багдадский вор


Однажды мой товарищ рассказал показательную историю. Иду, говорит он, вечером домой, тут подходят двое.
— Здорово, зема! Ты местный? — начал один характерным гнусавым голосом.
Товарищ не растерялся и таким же гнусавым голосом подхватил:
— А то, зема! Канешна местный. Дай закурить, что стоишь, как не родной?
Гопники — а это, разумеется, были они — слегка растерялись. Товарищ умело вклинился в паузу:
— Ну, е-мае, че застыл? Дай сигарету.
Один из них дал сигарету.
— А прикурить? Че думаешь, я пальцами щелкну — и огонь загорится? Дай спичку!
Ему дали коробок. Товарищ прикурил, затянулся, сплюнул и сказал:
— Табак — зло. Постоянно, бля, его не хватает. Ну, спасибо, зема, уважил. Бывай!
И ушел не оборачиваясь. За ним никто не последовал, его никто не окликнул. Как так получилось? Просто он говорил на одном языке с шакалами улиц, и они растерялись. Думаю, они даже не поняли — свой он или так здорово притворяется своим, но от греха решили к нему не приставать.
Раньше на Руси немцами звали всех иностранцев, потому что «немые», языка не знают. Точно так же «немыми» мы можем быть, когда разговариваем с людьми на том языке, который они не понимают.
Дейл Карнеги в своих книгах советовал с инженерами говорить на языке инженеров, с менеджерами — на языке менеджеров, с рабочими — на языке рабочих. Следовательно, с бандитами и уличными шакалами нужно говорить на их языке. Но только в том случае, если вы им владеете.